Синдром самозванца: что это такое и как с ним справиться?
Исследовательский центр rabota.by провел опрос среди 1090 человек и выяснил, что каждому второму знакомо чувство, при котором успехи воспринимаются не как результат собственных усилий, а как удачное стечение обстоятельств. Возможно, по этой причине около 76% участников исследования периодически боятся браться за новые проекты на работе из-за страха неудачи и неуверенности в своих силах. Около четверти участников опроса и вовсе считают, что имеют синдром самозванца.
Подробнее об этих состояниях, о том, как можно справиться с ними так, чтобы новые задачи не пугали, а собственные успехи на работе радовали рассказывает Татьяна Путятина, психолог, тренер, HR-консультант.
О синдроме самозванца
Синдром самозванца - (англ. Impostor syndrome) — психологическое явление, при котором человек не способен признать свои достижения как результат своих усилий и талантов. Такому человеку очень сложно принимать похвалу. Как правило, свои успехи он обесценивает и объясняет удачным стечением обстоятельств. Пример типичной ситуации: человеку сделали хорошее предложение о работе, но он списывает это на то, что создал ошибочно располагающее первое впечатление на собеседовании, и его некомпетентность рано или поздно разоблачат. Причем в реальности этот соискатель может подходить на вакансию по всем пунктам.
Синдром самозванца не всегда проявляется так ярко: человек может не ощущать себя самозванцем, но постоянно чувствовать легкую неуверенность в своей компетентности. Или же это ощущение появляется ситуативно в кризисные моменты. Синдром самозванца - это не психическое расстройство, а скорее
Причины синдрома самозванца
Стыд. По большому счету, синдром самозванца - это форма защитной реакции на эту токсичную социальную эмоцию. Мы очень боимся испытать стыд, почувствовать, что нас не принимают, и поэтому неосознанно проворачиваем такой трюк - обесцениваем себя прежде, чем нас успеют обесценить другие. Заранее обвинив себя, мы становимся менее уязвимыми к чужой оценке.
Перфекционизм. В глазах человека, который не дает себе права на ошибку, любое несовершенство приравнивается к краху его эго. Постоянная тревога о том, чтобы не допустить ошибку, заставляет сомневаться во всем, особенно, в своей компетентности.
Строгое воспитание. Если ребенка ругали за низкие отметки, а про высокие сдержанно говорили “хорошо, но это же всего лишь русская литература”, то, вероятно, став взрослым он продолжит критиковать себя в том же духе. Даже при внешней успешности, в глубине души он останется ребенком, который всегда недостаточно хорош и никак не дотягивает до “сына/дочери маминой подруги”.
Эффект Даннинга-Крюгера. Возможно, ваша проблема всего лишь в том, что вы достаточно умны. Люди с низким интеллектом, как правило, не способны критично оценить свои компетенции, поэтому могут быть весьма самоуверенны. Этот эффект называют
Токсичная среда на рабочем месте. Иногда менеджерам выгодно культивировать у своих сотрудников синдром самозванца. Отсутствие обратной связи или постоянная критика держат людей в состоянии тревоги. Такому сотруднику можно недоплачивать или злоупотреблять его нерабочим временем.
Ловушка внешнего образа. Мы живем во времена, когда у большинства людей есть две личности: условно реальная и личность - “аватар” для соцсетей и резюме. Вторая личность, как правило, красивая, успешная и счастливая. Первая же, как и все живое, обладает своими несовершенствами. Любой HR-специалист скажет вам, что обманывать в резюме плохо, а вот представить опыт в выгодном свете - просто необходимо. Если этого не сделаете вы, то это все равно сделают ваши конкуренты. Так мы все оказываемся втянутыми в “гонку вооружений” внешних образов, что может вызвать гнетущее ощущение несоответствия и неприятия собственной идентичности.
Последствия синдрома самозванца
Синдром самозванца, как правило, связан с избеганием стыда. Избегание опасно тем, что неизбежно приводит нас в постепенно сужающийся замкнутый круг. Сомнения в своих силах становятся
Человек боится каким-либо образом демонстрировать свою некомпетентность: задавать вопросы коллегам, учиться, браться за экспериментальные задачи. Ведет себя как тихий троечник, самая выигрышная стратегия которого - стать как можно более незаметным.
Такой сотрудник избегает профессиональных вызовов, а без принятия вызовов компетенции действительно падают. Боясь разоблачения сложно отстаивать свои права, вести неудобные разговоры о зарплате или претендовать на более интересные задачи. В итоге человек получает подтверждение о том, что его способности действительно крайне скромны.
Другая крайность - сотрудник с синдромом самозванца постоянно учится, собирает гору сертификатов и курсов, ищет внешнее подтверждение своим способностям. Учиться очень важно, но иногда обучение становится избеганием реальных задач - “не возьмусь, пока не научусь”. В итоге человек тратит кучу денег и времени на обслуживание своего синдрома самозванца.
Как бороться с синдромом?
Прежде всего стоит определиться стоит ли бороться. Возможно, ваш синдром самозванца действительно сигнализирует о том, что вы живете не своей жизнью. Иногда мы чувствуем себя самозванцами не из-за неуверенности, а потому что действительно каждый день немного предаем себя, занимаясь чем-то, что нам претит. В таком случае своему “синдрому” стоит сказать «спасибо» и задуматься над сменой сферы деятельности. В остальных случаях:
- Попробуйте разобраться с убеждениями, которые привила вам ваша семья или школа. Отделите чужие “голоса в голове” от своих. Если когда-то школьная учительница говорила вам, что у вас нет аналитических способностей, вам не обязательно тащить эту сомнительную оценку в свою взрослую жизнь.
- Замечайте свое избегание и пытайтесь хотя бы иногда пойти навстречу своим страхам. Выступайте публично, спрашивайте советов более компетентных коллег, беритесь за проекты, в которых есть риск не справиться. Так вы сможете обнаружить, что в результате ничего страшного не случилось.
- Хвалите себя за усилия и даже маленькие успехи, отучайтесь от привычки обесценивать себя.
- Напишите список своих достижений. Сравнивайте себя не с другими, а с собой в прошлом.
- Определитесь с границами своей компетентности. Иногда у нас в голове существует вредная идея, что профессионал — это тот, кто знает и умеет все в своей области. Но это не так. Профессионал — это тот, кто спокойно может сказать “за эту задачу я не возьмусь, она лежит за границами моей компетенции”.
- Дайте себе право на ошибку. Если перед вами стоит нестандартная задача, то это нормально не знать, что с ней делать. Тестируйте гипотезы, пробуйте разные методы, проводите работу над ошибками. Современный бизнес требует гибкости и скорости.
Автор материала: Татьяна Путятина
Психолог, тренер, HR-консультант. По первому образованию биолог (БГУ), по второму - психолог. Закончила Манчестерскую магистратуру по практической психологии в МВШСЭН и долгосрочную программу по экзистенциальной психологии. 4 года консультирует клиентов по вопросам самоопределения, поиска своего дела и улучшения качества жизни. 6 лет проработала HR-менеджером в ИТ-компаниях. Читает научно-популярные лекции по психологии с элементами нейробиологии, ведет практические тренинги по коммуникации, эмоциональному интеллекту, конфликтологии и лидерству.
Статья обновлена в августе 2021 года. Права на товарный знак работа.by приобретены в мае 2019 года.